Меню сайта

Конференция «Учитель XXI века»


Отчёты о проведённых конференциях | Материалы конференций
2009|2007|2006|2005|2004|2003|2002|2001 2009|2008|2007|2006|2005|2004|2003|2002|2001

Межвузовская конференция «Учитель XXI века», проводимая Географическим факультетом ГОУ ВПО МГПУ с 2001 года в рамках факультетского научно-методического проекта, изначально задумывалась как ежегодная. Конференция «Учитель XXI века» является частью факультетского научно-методического проекта «Проблемы современного географического образования» и проводится под эгидой Департамента образования Москвы, оргкомитет возглавляет ректор университета В. В. Рябов, информационный спонсор — журнал «География и экология в школе ХХ1 века». В декабре 2008 г. была проведена Восьмая конференция.

По данным сотрудников фундаментальной библиотеки ГОУ ВПО МГПУ, материалами сборника «Учитель XXI века» заинтересовались и запросили:
  • Библиотека Немецкого научного общества в Бонне;
  • Британская национальная библиотека.

Целью Межвузовских конференций является анализ состояния географического образования и принятие конкретных рекомендаций и разработок по совершенствованию всех составляющих учебного и воспитательного процесса. Как показало время, идея совместного рассмотрения современных проблем географического образования как общеобразовательной, так и высшей школы, оказалась правильной.

На конференциях обсуждаются стратегические направления развития географического образования, наиболее важные проблемы содержания географического образования педагогических вузов и школ, учебных программ, стандартов, методов, форм, средств реализации программ и, конечно, проблемы формирования личности учителя и др. Для первой конференции организаторы предложили проблему эколого-краеведческой составляющей содержания образования студентов педагогических вузов не случайно: именно этому направлению работы на географическом факультете МГПУ уделяется особое внимание.

Каждый год предлагается на обсуждение новая тема (проблема) как наиболее значимая на сегодняшний день, связанная с задачами модернизации образования в целом и реализацией программы «Столичное образование».

I. Темы конференций 2001 — 2008 гг.
  • Учитель XXI века: Эколого-краеведческая подготовка студентов педагогических вузов. 29—30 ноября 2001 г.
  • Учитель XXI века: Воспитательный потенциал эколого-географического образования. 29—30 ноября 2002 г.
  • Учитель XXI века: Модернизация географического образования. 28—29 ноября 2003 г.
  • Учитель XXI века: Устойчивое развитие и географическое образование. 26—27 ноября 2004 г.
  • Учитель XXI века: Профильное обучение и перспективы школьной географии. 25—26 ноября 2005 г.
  • Учитель XXI века: Содержание географического образования. 24—25 ноября 2006 г.
  • Учитель XXI века: Качество знаний студентов: содержание, организация, контроль. 7—8 декабря 2007 г.
  • Учитель XXI века: Географическое образование: традиции и инновации. 28—29 ноября 2008 г.

II. Примерный перечень вопросов, предлагавшихся для обсуждения
на конференциях в 2005, 2006, 2007, 2008 гг.

Учитель XXI века: Профильное обучение и перспективы школьной географии
  • Модели организации профильного обучения.
  • География в профильной школе: реалии и перспективы.
  • Опыт реализации профильного обучения в школе.
  • Предпрофильные курсы в системе школьного образования.
  • Методическое обеспечение и современные методические подходы к географическому образованию в рамках профильного обучения.
  • Подготовка и переподготовка педагогических кадров для профильной школы.
Учитель XXI века: Содержание географического образования
  • Национальная доктрина образования для устойчивого развития.
  • Новые стандарты географического образования.
  • Профильное географическое образование.
  • Проблемы подготовки и переподготовки педагогических кадров.
Учитель XXI века. Качество знаний студентов: содержание, организация, контроль
  • Система повышения качества знаний.
  • Структура и содержание качества знаний.
  • Использование информационных технологий для повышения качества знаний.
  • Кредитно-зачетная (рейтинговая) система оценки и контроля знаний студентов.
  • Организация и методика проведения контрольного тестирования.
  • Учебно-методический комплекс дисциплин УМКД как средство обеспечения повышения качества знаний.
  • Качество знаний в условиях двухступенчатого высшего образования.
Учитель XXI века. Географическое образование: традиции и инновации
  • Традиционные и инновационные пути повышения качества географического образования: опыт и перспективы.
  • Роль информационных технологий в управлении качеством географического образования в школе и вузе.
  • Организационное, нормативное, технологическое и учебно-методическое обеспечение инновационных направлений в географическом образовании вуза и школы.
  • Методика создания и использования электронных образовательных ресурсов географического содержания (сайт, электронная библиотека и др.).

Конференция «Учитель XXI века» сразу же заинтересовала географическую общественность не только Москвы, но и других областей, что нашло отражение в составе участников.

III. Вузы, участвовавшие в разные годы в работе конференции:
  • Московский городской педагогический университет;
  • Московский государственный областной университет;
  • Московский педагогический государственный университет;
  • Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова;
  • Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова;
  • Московский институт открытого образования;
  • Московский государственный институт международных отношений;
  • Московской независимый эколого-политологический университет;
  • Московский физико-технологический институт;
  • Международный университет (г. Москва);
  • Брянский педагогический университет;
  • Государственный Университет — Высшая школа экономики;
  • Институт повышения квалификации работников образования Московской области;
  • Калининградский областной институт развития образования;
  • Калужский государственный педагогический университет им. К. Э. Циолковского;
  • Курский государственный университет;
  • Ленинградский областной институт развития образования;
  • Нижегородский педагогический университет;
  • Новомосковский филиал университета РАО;
  • Педагогическая Академия Московской области;
  • Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева;
  • Российский университет дружбы народов;
  • Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена;
  • Ростовский государственный университет;
  • Санкт-Петербургский государственный университет;
  • Самарский государственный педагогический университет;
  • Тверской государственный университет;
  • Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого;
  • Удмуртский государственный университет;
  • Уральский государственный педагогический университет;
  • Хабаровский краевой институт переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
На конференции присутствуют и выступают ученые из Российской академии образования, Российской академии наук и Российской академии сельскохозяйственных наук, включая представителей следующих академических институтов:
  • Институт географии РАН;
  • Институт географии СО РАН (г. Иркутск);
  • Институт почвоведения РСХА;
  • Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН;
  • Институт этнологии и антропологии РАН.

В работе конференции ежегодно принимают участие:

главные редакторы профессиональных журналов и газет:
  • «География и экология в школе 21 века»;
  • «География в школе»;
  • «Профильная школа»;
  • «Вестник АсЭкО»;
  • «Эволюция»;
  • «Первое сентября. География».
специалисты из:
  • Ассоциации экологического образования (АсЭкО);
  • Культурно-образовательного центра «Аспекты образования»;
  • Ноосферного образовательного центра.

Ежегодно на конференции выступает председатель Ассоциации учителей географии России.

Активное участие принимают окружные методисты-географы и учителя Москвы и Московской области, директора и заучи школ, аспиранты, студенты и старшеклассники школ Москвы.

IV. Количество участников межвузовских конференций «Учитель XXI века»
и количество публикаций в сборниках по годам, 2001—2008 гг.

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Всего участников 106 98 112 145 128 140 144 165
Всего публикаций,
в том числе:
76 76 78 101 92 111 87 85
преподаватели 65 59 43 55 48 57 43 42
аспиранты 7 11 17 30 15 17 15 10
студенты 4 6 16 10 20 26 15 23
школьники 2 6 9 11 14 10

V. «Конференция творческой молодежи»

Важнейшей составляющей факультетского научно-методического проекта «Проблемы современного географического образования» является проведение «Конференции творческой молодежи», в которой участвуют аспиранты, студенты и школьники.

Активное вовлечение студентов в работу конференций имеет огромное значение для их профессионального становления:

  • студенты учатся методам научного анализа и вычленения актуальных проблем географической науки и методики её преподавания;
  • обсуждают возможные пути, варианты решения возникших профессиональных задач;
  • участвуют в учебно- и научно-исследовательской деятельности кафедр;
  • приобретают навыки организации общественных мероприятий;
  • оценивают практическую значимость географического образования;
  • получают профессиональные навыки, курируя школьников в подготовке научных сообщений и презентаций, помогают им адаптироваться в вузовской среде;
  • участие в конференциях способствует формированию эколого-географической культуры студентов как важной составной части общей культуры.

География — единственная наука, способная охватить своими исследованиями взаимоотношения человека и природы во всем их территориальном многообразии; наука, воспитывающая гражданина ЗЕМЛИ.

Особенно важно привлечение школьников к участию в этих конференциях. Интерес к конференции повышается от года к году не только у школьников, но и у учителей. Уровень школьных сообщений повышается, предлагаемые проекты (особенно краеведческой направленности) часто имеют практическую значимость. По окончании конференции участники получают призы и дипломы в разных номинациях:

  • за глубину (новизну) исследований;
  • за лучшее краеведческое исследование;
  • за использование полевых (экспедиционных) материалов;
  • за лучшую презентацию;
  • за ораторское мастерство;
  • лучшему оппоненту, и т. п.

Завершается «Конференция творческой молодежи» совместным концертом с участием ВИА и творческих групп МГПУ, МПГУ, МГГУ и школьников.

Школьники, участвовавшие в конференции «Учитель XXI века» в последние 3 года

2006 2007 2008
Участвовали 18 человек Участвовали 26 человек Участвовали 26 человек
Выступали: Выступали: Выступали:
  1. Азымов Илья, 9 класс, СОШ № 410 
  2. Акинин Виталий Витальевич, 9 класс, СОШ № 679
  3. Волобой Наталья, СОШ № 610
  4. Гладких Олеся Владимировна, 11 педагогический класс гимназии № 1636 «НИКА»
  5. Ивкин Дмитрий Владимирович, 11 класс, гимназия № 1528
  6. Князева Татьяна, 11 класс, СОШ № 706
  7. Кряров Костас Васильевич, 9 класс, СОШ № 679
  8. Орлова Елизавета, СОШ № 610 — лицей № 1525
  9. Сайнуков Алексей, 9 класс, СОШ № 706
  10. Спасский Владислав, СОШ № 610
  11. Шуев Алексей, 9 класс, СОШ № 410
  1. Волобой Наталья Алексеевна, 11 класс, СОШ № 610
  2. Герасимов Станислав Вадимович, 11 класс, СОШ № 936
  3. Давидсон Ксения, 11 класс, Лицей № 1500
  4. Корнилова Анастасия Кирилловна, 11 класс, СОШ № 610
  5. Куканова Евгения Андреевна, 11 класс, СОШ № 538
  6. Лазутина Екатерина, 11 класс, Лицей № 1500
  7. Линьков Павел Юрьевич, 8 класс, СОШ № 410
  8. Марков Александр Дмитриевич, 11 класс, СОШ № 936
  9. Москвин Олег Владимирович, 9 класс, СОШ № 679
  10. Погребная Мария Владимировна, 11 класс, Гимназия № 1507
  11. Поладян Арсен Геворкович, 9 класс, СОШ № 679
  12. Серова Екатерина Игоревна, 11 класс, СОШ № 610
  13. Таганцева Анастасия Борисовна, 11 класс, Гимназия № 1507
  14. Шоркова Ирина Георгиевна, 9 класс, СОШ № 679
  1. Бадер Анна Андреевна — НОУ ОЦ «Солнечный Ветер»
  2. Балашова Яна Павловна — гимназия № 1507
  3. Иванов Николай — школа надомного обучения № 410
  4. Исиева Айсэль Хайдаровна — гимназия № 1507
  5. Конушкина Е. А. — НОУ ОЦ «Солнечный Ветер»
  6. Куканова Екатерина Александровна — МОУ Лицей № 1553 «Лицей на Донской»
  7. Никитина Ксения Павловна — гимназия № 1507
  8. Пиркина Мариам Игоревна — НОУ ОЦ «Солнечный Ветер»
  9. Пугачёв Дмитрий — школа надомного обучения № 410
  10. Туршу Екатерина Михайловна — НОУ ОЦ «Солнечный Ветер»

VI. Сборники ежегодных научно-практических конференций «Учитель XXI века» 2001—2007 гг.

  1. Учитель XXI века: Эколого-краеведческая подготовка студентов педагогических вузов (Материалы I межвузовской научно-практической конференции. Москва, 29—30 ноября 2001 г.) / Ред.: В. Т. Дмитриева (отв. ред.), В. П. Белобров, А. Н. Ямсков, И. В. Клевкова, А. Н. Воробьёв. — М.: МГПУ, 2002. — 208 с.
  2. Учитель XXI века: Воспитательный потенциал эколого-географического образования (Материалы II межвузовской научно-практической конференции. М., 29—30 ноября 2002 г.) / Ред.: В. Т. Дмитриева (отв. ред.), В. П. Белобров, А. Н. Ямсков, И. В. Клевкова. — М.: МГПУ, 2003. — 208 с.
  3. Учитель XXI века: Модернизация географического образования (Материалы Третьей межвузовской научно-практической конференции. Москва, 28—29 ноября 2003 г.) / Ред.: В. Т. Дмитриева (отв. ред.), В. П. Белобров, А. Н. Ямсков, И. В. Клевкова. — М.: МГПУ, 2004. — 268 с.
  4. Учитель XXI века: Устойчивое развитие и географическое образование (Материалы IV Межвузовской научно-практической конференции, г. Москва, 26—27 ноября 2004 г.) / Ред.: В. Т. Дмитриева (отв. ред.), В. П. Белобров, А. Н. Ямсков. — М.: МГПУ, 2005. — 354 с.
  5. Учитель XXI века: Профильное обучение и перспективы школьной географии: Материалы V Межвузовской научно-практической конференции (г. Москва, 25—26 ноября 2005 г.) / Ред.: В. Т. Дмитриева (отв. ред.), В. П. Белобров, А. Н. Ямсков. — М.: МГПУ, 2006. — 268 c.
  6. Учитель XXI века: Содержание географического образования (Материалы VI Межвузовской научно-практической конференции, г. Москва, 24—25 ноября 2006 г.) / Ред.: В. Т. Дмитриева (отв. ред.), В. П. Белобров, А. Н. Ямсков. — М.: МГПУ, 2007. — 442 с.
  7. Учитель XXI века. Качество знаний студентов: содержание, организация, контроль. Материалы VII межвузовской научно-практической конференции (г. Москва, 7—8 декабря 2007 года) / Ред.: В. Т. Дмитриева (отв. ред.), В. П. Белобров, А. Н. Ямсков. — М.: МГПУ, 2008. — 362 с.
В публикуемые материалы конференций (Сборники) входят:
  • тексты пленарных выступлений;
  • тезисы и тексты заявленных докладов и сообщений участников;
  • материалы аспирантов;
  • материалы студентов;
  • материалы старшеклассников;
  • решения и рекомендации Конференции.

В Решениях всегда отмечается высокий уровень организации конференций, прекрасная техническая оснащенность и высокий уровень владения компьютерными технологиями преподавателями и студентами МГПУ.

В конце каждого сборника представлена информация о Географическом факультете ГОУ ВПО МГПУ и некоторых научно-методических публикациях, подготовленных профессорско-преподавательским коллективом.

В. Т. Дмитриева,
Декан географического факультета МГПУ.